Если Вашего ребенка дразнят
Сказка про девочку Женю
Женя была маленькой девочкой и жила в коричневом доме вместе с мамой папой и большой черной собакой.
Женя ходила в школу, которая находилась недалеко от ее дома. В общем, то ей в школе нравилось. Ей нравилась Марья Ивановна, учительница. Ей нравилось рисовать. Ей нравилось узнавать много нового, играть в разные игры, встречаться с друзьями. Одно ей не нравилось в школе — Маша.
Маша пришла в школу, где училась Женя, несколько месяцев тому назад, и ее зачислили в классе Женя. Сначала Маша почти не замечала Женю, но с недавних пор стала обращать на нее очень сильное внимание. А Женя хотела бы, чтобы было наоборот. И все из-за того, что Маша стала дразнить Женю. Каждый раз, когда Маша встречала Женю, она начинала ее дразнить. Она давала ей всякие прозвища и сочиняла гадкие стишки о ней. Она придумывала всякие издевательские шуточки против Жени и смеялась над ней вместе со своими приятелями.
Женю это бесило. Ей становилось жарко и тошно. Иногда она даже плакала. Она низко опускала голову и надеялась, что если осторожно прокрадется мимо и не посмотрит в сторону Маши, та ее не станет дразнить. Но Маша все равно дразнила. Женя старалась избегать встреч с Машей, но та всегда ее находила. Чем больше Женя краснела, тем ниже она опускала голову и чем ближе дело подходило к слезам, тем больше Маша смеялась и дразнилась1. Жене хотелось стать невидимой. Ей хотелось, чтобы ее не
заставляли ходить в школу и даже чтобы она не была Женей.
Однажды Женя пришла со школы особенно расстроенная. Заметив это, мама подошла к ней, обняла и спросила: "Что-нибудь случилось? Я что не сказала, чтото в последнее время у тебя очень весело на душе".
Женя подняла грустные глаза: "Я ненавижу школу".
"Отчего же? Ведь тебе там так нравилось! Какая-нибудь неприятность?"
Последовал кивок голове.
"Проблемы с учительницей?"
Женя качнула головой в знак отрицания.
"Не ладится учеба?"
Женя снова потрясла головой.
"Ребята?"
Утвердительный кивок. "Это все из-за Маши, — пояснила Женя. — Она все время обзывает меня по-всякому и старается сделать так, чтобы все надо мной смеялись. Она меня высмеивает. Я ее просто ненавижу".
Мама снова обняла Женю. "Тебе должно быть это очень не приятно", — сказала она.
"Она просто не перестает дразниться — все дразнит и дразнит меня". Глаза Жени наполнились слезами. Она захлюпала носом. "Мне это противно; она все продолжает дразниться, и я ничего не могу поделать".
"Хм, наверное, чувствуешь себя просто ужасно, особенно когда думаешь, что ничего нельзя сделать", — сказала мама.
Женя грустно кивнула головой.
"Но это не так, — сказала мама, — кое-что ты все таки можешь сделать. И даже довольно многое".
"Правда? — удивилась Женя. — Ты хочешь сказать, что я в самом деле могу что-то сделать!? ( Это возвращает чувство уверенности)
"Конечно", — сказала мама.
"Это было бы замечательно!" — обрадовалась Женя. Она уже почувствовала какое-то облегчение.
"Пойдем посидим на кухне", — предложила мама.
"Надо кое-что спланировать. Мы сделаем из тебя младшего научного сотрудника, изучающего поведение.
«Младшего кого?» — переспросила Женя. Она никогда не слышала таких слов, но они звучали внушительно и солидно.
"Ученого-психолога, — уточнила мама. — Учений — это очень и очень важная персона, которая изучает разные вещи. Его интересуют, как работают люди, почему они поступают так, а не иначе и что, например, надо сделать, чтобы они так не поступали, если что-то плохо".
"Это интересно, — сказала Женя. Она начинала убеждаться, что быть таким младшим научным сотрудником не только солидно, но и полезно. — С чего нужно начинать?" — спросила она.
"Помнишь, когда наш Черныш был маленьким щеночком и нам приходилось приучать его не делать свои естественные собачьи дела дома?"
"Да, помню", — ответила Женя .
"Мы знали, что обычно щенки освобождают желудок сразу после еды Поэтому, покормив его, мы за ним следили, а когда становилось ясно, что он собирается это сделать, мы сразу летели с ним во двор и после окончания его "процедуры" щедро похлопывали его по спине и приговаривали: "Вот какая умная, хорошая собачка у нас". Скоро он научился делать свои собачьи дела не дома, а во дворе".
"Я это хорошо помню. По отношению к Чернышу вы с папой были учеными-психологами".
"Ты совершенно права, — ответила мама. — Он делал то, что нам не нравилось, и поэтому мы придумали способ изменить его поведение".
"Это интересно, — сказала Женя. — Я никогда раньше не думала, что такое возможно".
"У нас как ученых, занимающихся вопросами поведения, были и другие способы отучить собаку отправлять свои естественные потребности дома. Ми, например, могли подождать, когда Черныш закончит свои собачьи дела, а потом отшлепать его и выставить за дверь — "прохладиться".
"А если существует несколько способов, как вы решаете, какой именно нужно выбрать?" — спросила Женя"
Настоящий психолог должен попробовать каждый метод по очереди, чтобы убедиться, какой из них самый эффективный, а затем применить его в дрессировке. Мы могли бы так сделать и в случае с нашим Чернышом, но первый метод был настолько хорош, что нам не потребовалось пробовать другие".
"Ну, а с чего же мне начать дрессировать и перевоспитывать Машу?" — спросила Женя. Она начинала горячиться.
"Давай-ка присядем для начала и обдумаем несколько разных способов воздействия на Машу. Тогда ты как учений сможешь испытать их на практике и убедиться, какой из них наиболее эффективный".
"О, это, похоже, будет интересное занятие", — сказала Женя.
"Начнем с того, — сказала мама, — что ми знаем один способ, который не дает результатов".
"Какой?" — спросила Женя с удивлением.
"А ты подумай", — ответила мама с улыбкой.
Женя подумала несколько мгновений, и ее лицо вдруг озарила догадка.
"Я знаю, — сказала она. — Это — то, что я делаю сейчас. Этот способ не действует, потому что Маша продолжает меня дразнить. Он не изменил ее поведения 1". ( Очень многие из нас попадаются в ловушку, слепо повторяй поведенческие модели, даже если они не дают результатов)
"Правильно, — сказала мама. — Я вижу, из тебя получится отличный ученный - исследователь".
"Исследователь? — удивилась Женя, а потом засмеялась. — Ты хочешь сказать, что мою проблему можно исследовать?"
"Да".
"Я стану великим исследователем", — сказала Женя. Она уже предвкушала, как это здорово у нее получится.
"Ну, хорошо, — сказала мама. — Приступим". Она взяла лист бумаги и разлиновала его на три колонки. Над первой колонкой она написала: "Что сделала Маша". Над второй — "Что сделала Женя ". А над третьей — "Что произошло". "Теперь, — сказала она, — давай напишем, что ми уже знаем".
В первой колонке, под словами "Что сделала Маша", мама написала: "Маша дразнила Женю".
Дойдя до второй со словами "Что сделала Женя ", она спросила Женю: "Что ми здесь напишем?"
"Не знаю, но когда Маша меня дразнила, я расстраивалась и начинала плакать".
И мама вписала слова: " Женя расстраивалась и плакала".
"Ну, — спросила она, — а что происходило после того, как ты расстраивалась и плакала?"
"Маша продолжала дразниться", - ответила Женя.
И мама написала в третьей колонке: "Маша продолжала дразниться".
"Так, — сказала она. — Давай подумаем, что еще ты могла бы предпринять".
Женя подумала. "Я могла бы притвориться, что мне все было безразлично, и не обращать никакого внимания на то, что она говорила".
"Неплохой вариант", — сказала мама. Она взяла другой лист бумаги и написала на нем: "Что надо сделать", а под этим заголовком:
"1. Притвориться, что не замечаешь".
"Что еще ты могла бы сделать?" — спросила она.
"Я могла бы притвориться, что мне все это было смешно, и рассмеяться", — ответила Женя
"Да", — согласилась мама и написала эти слова под номером №2
Я могла бы скорчить рожицу ей, — сказала Женя. — И это будет номер З".
"Правильно", — сказала мама и внесла это в список.
"Я могла бы подразнить ее в ответ, — продолжала Женя. Она так и фонтанировала все новыми и новыми идеями. — Я могла бы сказать ей, что она ведет себя глупо, и потребовать, чтобы она прекратила свои штучки".
"Это можно поставить под номерами 4 и 5", — согласилась мама.
"Я могла бы ей сказать, что мне не нравится, когда меня дразнят и спросить ее, почему она так поступает".
"Прекрасно, — похвалила ее мама. — У нас получилось всего шесть вариантов того, что ты могла бы сделать".
Женя была удивлена — оказывается, сколько существовало выходов из ее ситуации.
"Теперь, — сказала мама, — нам нужно выработать последовательность, в которой мы их испробуем.
"А почему бы нам не придерживаться порядка, в котором я их придумала", — спросила Женя.
"Хорошо", — согласилась мама.
"Начнем?" — спросила Женя. Ей не терпелось заняться этим интересным делом.
"Значит так, — сказала мама. — Возьми с собой в школу не большую записную книжку и каждый раз, когда Маша начинает тебя дразнить, делай в ней пометку. И повторяй это ежедневно в течение двух недель. Тогда мы узнаем, сколько раз в день, в среднем, дразнит тебя Маша. Две недели — значит десять школьных дней. А если на какой-то день падает праздник или Маша пропустит уроки по какой-нибудь причине, добавь дополнительный день чтобы довести общее количество дней до десяти".
"Кажется это нетрудно, — сказала Женя. — Я начну с завтрашнего дня. Через две недели она показала маме свою записную книжку.
"Вот посмотри сказала она. — За десять дней у меня получилось двадцать пометок в записной книжке".
"Хорошая работа", — поощрила ее мама.
"Получается, что в среднем Маша дразнит тебя два раза в день".
"Но что интересно, — сказала Женя задумчиво, — я сейчас так занята своей научно-исследовательской работой, что всякие штучки Маши уже не действуют на меня, как раньше".
"Да это действительно интересно, — сказала мама. — Давай посмотрим в твою записную книжку".
Женя показала книжку. "Я оставила место для каждого дня, — сказала она и отметила, сколько раз Маша дразнила меня каждый день".
"Посмотри на разницу между первой и второй неделями", —
сказала мама
Женя посмотрела "Забавно, — удивилась она, — в течение второй недели Маша дразнила меня меньше".
"Давай помозгуем сказала мама. — Ты сказала, что штучки Маши уже не действовали на тебя так, как прежде. Может быть, как раз то, что ты перестала так реагировать на них, и меняет ее поведение?"
"Ты конечно права", — сказала Женя. Немного подумав, она добавила: "Если то, что я не реагирую и не расстраиваюсь, меняет поведение Маши, может быть, оно изменится еще больше, если я не буду обращать на ее вредные штучки никакого внимания вообще? Может быть, попробовать с завтрашнего дня?"
"Неплохая идея, — согласилась мама. — Но прежде, чем ты это начнешь, тебе полезно будет узнать кое-что еще".
"А что именно поинтересовалась Женя.
"Как ты думаешь: зачем Маша тебя дразнит?"
Подумав немного, Женя ответила: "Чтобы расстроить или разозлить меня".
"Правильно, — сказала мама. — Часто люди дразнят других потому, что им нравится выводить их из равновесия. Поэтому, если ты расстраиваешься, то Маша получает то, чего она добивается, и она знает, что поддразнивание на тебя действует".
"Ты хочешь сказать, что Маша знает: для того, чтобы меня расстроить или разозлить, ей будет достаточно меня только по¬дразнить?"
"Вот именно, — сказала мама. — Вспомни, что делает Черныш, чтобы получить собачий бисквит?"
"Он садится на задние лапы и просит", — ответила Женя .
"Да, — сказала мама, — и потом он его получает".
Женя вспомнила и согласно кивнула головой.
"Как ты думаешь, — спросила мама, — что получилось бы, если бы мы перестали давать бисквиты, когда он просит?"
Подумав немного, Женя ответила: "Он бы перестал просить, потому что знал бы, что ему ничего не выгорит".
"Правильно, — сказала мама. — Ай да учений!" И после не большой паузы добавила: "А теперь скажи мне, пожалуйста, что было бы, если бы домогающийся бисквитов Черныш их иногда получал, а иногда — нет?"
Женя снова задумалась. "Мне кажется, — сказала она, — он опять стал бы просить. Потому что если ми будем время от времени давать ему бисквиты, он будет считать, что его приемчик еще работает".
"Совершенно верно, — сказала мама. — Поэтому, когда ты, как ученый, испытываешь свой метод полного игнорирования козней Маши по отношению к тебе, ты непременно должна применять его всякий раз, когда она начинает тебя дразнить. Иначе она может подумать, что это все еще на тебя действует1". (Когда вы пытаетесь ИЗМЕНИТЬ чье-либо поведение, очень важна последовательность и систематичность)
"Это понятно, — сказала Маша. — Я думаю, что это у меня
получится".
"Если ты допустить ошибку, мы будем вынуждены начать все с начала, потому что нам нужно проводить эксперимент в течение десяти дней подряд. Это значит, что в случае неудачи потребуется немного больше времени. Только и всего".
"Это хорошо", — сказала Женя. Ей больше не нужно было бояться ошибок.
"Теперь скажи мне, как ты выглядишь, когда тебя дразнит Маша?
"Вот так", — сказала Женя. Она низко опустила голову, сгорбилась, постаралась покраснеть и выглядеть плаксивой.
"Понятно, — сказала мама. — Теперь для того, чтобы показать Маше, что ее штучки не срабатывают и что ты вовсе не расстраиваешься, нам нужно попрактиковаться вести себя совершенно по-другому".
"Ага, я поняла, — сказала Женя. — То есть, вот так". Она выпрямила плечи и гордо подняла голову.
"Превосходно! — сказала мама. — Давай попрактикуемся: допустим, я — Маша, и я дразню тебя, а ты постарайся не замечать".
"Хорошо", — охотно согласилась Женя.
Итак, мама Жене, стала изображать Машу1. (Разыгрывание ролей помогает детям научиться реагировать по-новому в спокойной обстановке)
Она по-всякому обзывала Женю, показывала ей язык, а Женя не обращала на нее никакого внимания. Она просто проходила мимо, как будто перед ней стоял шкаф.
"Эта дубина и кривляка Маша пытается вывести меня из себя, — подумала Женя. — Но этот номер не пройдет: я ведь не кто-нибудь, а ученый-исследователь и вовсе не собираюсь обращать на нее внимание".
("Самовнушение" может помочь детям сохранить спокойствие и сосредоточенность на своих делах.)
"Это просто великолепно! — восхитилась мама. — У тебя это очень здорово получается. — Она обняла Женю. — Теперь ты можешь приступить к делу".
Женя очень волновалась. Она просто не могла дождаться следующего дня.
На следующее утро, когда Женя пришла в школу, она уже с нетерпением ждала, когда же, наконец, Маша начнет ее дразнить. Так хотелось продемонстрировать свою уверенность в себе и полное безразличие к тому, что можно было ожидать от "противной стороны". Ждать пришлось довольно долго, но наконец этот момент наступил.
Женя сохраняла олимпийское спокойствие, не удостоив вниманием свою обидчицу.
"До чего же это здорово! — сияя от восторга, сказала она маме, когда вернулась домой из школы. — Это так забавно!"
"Ты молодец! — похвалила ее мама. — Теперь ты настоящий ученый-исследователь".
Женя была на седьмом небе. "Теперь, как только Маша нач¬нет меня дразнить, — сказала она, — я буду выглядеть уверен¬ной и не буду обращать на нее абсолютно никакого внимания. И буду так делать каждый раз".
"Правильно, — одобрила мама. — Я не могу дождаться, ког¬да это произойдет".
"Я тоже", — с готовностью присоединилась к ней Женя.
Прошло девять дней. Женя подошла к своей маме с очень озабоченным видом.
"У меня проблема, мама, — сказала она. — Я больше не могу не обращать внимания на штучки Маши".
"Почему же?" — спросила мама озабоченно.
"Потому, что она перестала меня дразнить! — сказала Женя и громко рассмеялась. — Она уже не дразнит меня целых четыре дня!"
"Вот видишь, — сказала мама. — Твое "необращение внимания" действительно неплохо сработало".
"Да, — согласилась Женя. — Настолько хорошо, что теперь нет надобности прибегать к другим методам. Я просто буду продолжать "не обращать внимания".
"Хорошая мысль, — согласилась мама. — Я очень горжусь своим специалистом-психологом".
"А знаешь что? — сказала Женя, стараясь заинтриговать маму. — Когда я повзрослею, я стану самым старшим ученым-исследователем!"
- Сказка из книги Дорис Бретт «Сказка про девочку Энни»)
- Изменены имена для практического использования в славянской местности; (А.Евтушенко)
Комментариев нет:
Отправить комментарий